Один из прообразов всех новогодних персонажей - Святой Николай, добрый чудотворец и гонитель зла, покровитель похищенных и потерянных детей. В средние века твердо установился обычай 6 декабря в день Святого Николая, дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой. После введения нового календаря святой стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год. Везде доброго старика называют по-разному, в Англии и Америке - Санта-Клаус, в Китае - Шань Дань Лаожен, в Японии - Одзи-сан ("Санта Одзи-сан"), во Франции - Пер Ноэль, в Испании - Папа Ноель, в Дании, Гренландии - Юлетомте, в Норвегии - Юлебукк, в Швеции - Юль Темтен, в Румынии - Мош Джарилэ. Имя "Санта Клаус" впервые появилось в 1773 году. Первое литературное описание образа принадлежит Уильяму Джилли, опубликовавшему в 1821 году стихотворение "Santeclaus". В 1823 году преподаватель семинарии Элемент Кларк Мур сочинил стихотворение "Рождество на пороге, или Визит Санта-Клауса", в котором изобразил Санту добрым эльфом, приезжающим на восьми оленях и проникающим в дом через дымоход.
В 1862 году Санта Клаус впервые появился на обложках журнала. Карикатурист Томас Наст, нарисовал его в черно-белых красках и поселил Санту на Северном полюсе (в Лапландию он "перебрался" в ХX веке). Красную шубу сказочному дедушке пожаловал в 1885 году издатель Луис Пранг, который перенес в Америку викторианскую традицию рождественских поздравительных открыток, выполненных в технике цветной литографии. Так Санта сменил меха, в которые его нарядил Наст, на добротный ярко-красный наряд. Существующий ныне внешний облик Санта Клауса принадлежит кисти американского художника Хэддона Сандблома, нарисовавшего в 1931 году серию рисунков для рекламы кока-колы. Санта у Сандблома - это уже не эльф Клемента Мура, а великан. Так появился образ Санта Клауса - старика с седыми волосами, опрятной бородой и усами в красной куртке, штанах и шапке-колпаке. Тёмный кожаный пояс обтягивает толстое брюшко. Чаще всего на носу у него очки, а во рту - дымящаяся трубочка. Ездит в оленьей упряжке и подбрасывает подарки в башмаки и чулки, оставленные возле камина. У Санты Клауса во всех странах мира есть коллеги: В Нидерландах, Голландии - это Sinter Klaas ("Синтер Клаас", "Сандеркласс"), который приплывает на пароходе в сопровождении чернокожих слуг и дарит подарки. В Финляндии и ряде Скандинавских стран популярен- Joulupukki (Йоулупукки - "лесной человек" - "рождественский козёл" - "рождественский дед"). Современный образ и легенда во многом взяты с американского Санта Клауса. Это тоже старик с седыми волосами, опрятной бородой и усами в красной куртке с тёмным кожаным поясом, штанах и шапке-колпаке. Обязательно - очки. По легенде живёт на горе Корвантунтури вместе с женой Муори (Мария) и гномами. В стародавние времена ходил под рождество по домам (колядовал) угощал послушных детей и наказывал непослушных (для чего носил с собой розги). В последствии воспитательный аспект образа был утерян. В 1985 году в Финляндии был открыт Санта-парк и деревня Йоулупукки, которую ежегодно посещают 250 тысяч туристов. В Карелии - Паккайне ("Морозец"), который в отличии от большинства новогодних персонажей очень молодой человек с озорным характером. На Кипре новогодний персонаж носит самое странное имя - Василий, в Италии - Баббо Натале (Баббе Натале). Дети верят, что он, оставив свои сани на крыше, через печную трубу проникает в дом, где для него припасено немного молока и сладостей "для подкрепления". В Чехии, Словакии накануне дня Святого Николая в ночь с 5 на 6 декабря приходит Микулаш, похожий внешне на Российского Деда Мороза: та же длинная шуба, шапка, посох с закрученным в спираль верхом. Только вот подарки он приносит не в мешке, а в заплечном коробе. Да и сопровождает его не Снегурочка, а ангел в белоснежной одежде и лохматый чертёнок. Хороших и послушных детей Микулаш всегда рад одарить апельсином, яблоком или какой-нибудь сладостью (т.е. чем нибудь вкусным и съедобным!). Зато если в "рождественском сапоге" у хулигана или бездельника обнаружилась картофелина или кусок угля - это точно Микулаш. У чехов и словаков есть еще один, самый скромный новогодний персонаж в мире - это Ежишек (Ёжишек). Подбрасывая подарки в дома детей, Ежишек внимательно следит чтобы его никто не увидел. Поэтому о его внешности ничего не известно. В русском фольклоре образ Деда Мороза складывался на протяжении многих веков. Историки склонны считать, что прототипом нашего Деда Мороза был восточнославянский дух холода Трескун, или, как его еще называли, Студенец. Больше похож на нашего Деда Мороза персонаж старинных сказок Морозко, в более поздних версиях Мороз Иванович, Мороз Елкич. Это - Дух Зимы, строгий, иногда злой, сварливый, но справедливый. Хорошим людям благоволит и одаривает, а плохих может и заморозить своим волшебным посохом.
К 1880 м годам в общественном сознании утвердился некий персонаж с мешком подарков у елки. Правда, звали его по разному: Святочный старик, Рождественский дед или попросту Елочный дед. В литературной обработке Мороз Иванович появился в 1840 году в сборнике «Детские сказки дедушки Иринея» В.Ф.Одоевского. Этот добрый седой старик одаривает Рукодельницу за хорошую работу «горстью серебряных монет», а Ленивицу проучивает, дав ей вместо серебра сосульку. В поэме же Некрасова «Мороз Красный нос» главный герой злой, любящий «кровь вымораживать в жилах и мозг в голове леденить». В детской поэзии конца XIX века Дед Мороз добрый волшебник. К началу ХХ века образ Деда Мороза как доброго дарителя елок и подарков окончательно закрепился.
Традиционно Дед Мороз одет в длинную, по щиколотки, красную шубу, отороченную белым мехом. Сначала шуба его была синей (указывая на северное, холодное происхождение персонажа), на дореволюционных открытках можно встретить и белого Деда Мороза. Сейчас Дед Мороз чаще всего приходит в красном костюме. Шапка его полуовальная в тон шубы. На руках у любимца ребятишек варежки. В одной руке он держит посох, а в другой мешок с подарками.
|